Инициатива Следственного комитета России о создании финансовой полиции своевременна и актуальна.

Интересным и своевременным представляется предложение Следственного  Комитета России по созданию самостоятельного ведомства- финансовой полиции. Собственно идея создания финансовой полиции не нова и давно обсуждалась в отраслевой прессе.

Следственный комитет России предложил создать финансовую полицию на случай передачи расследования налоговых преступлений подразделениям ФНС. Об этом заявил старший инспектор главного организационно-инспекторского управления СК РФ Георгий Смирнов

И дело здесь не только в том, что налоговые службы не справляются с большим объемом проверок, ни в «нищенских зарплатах рядовых сотрудников налоговых служб и в отсутствии элементарного порядка в налоговых инспекциях» (в конце концов наведение порядка в ИФНС находится в ведении ее руководителя), но и в отсутствии квалифицированной подготовки будущих сотрудников налоговых служб. Иными словами, сотрудники налоговых служб оказываются, зачастую, просто некомпетентны даже в самых элементарных вопросах.

сейчас налоговые органы не наделены функциями дознания и не могут осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Расследованием таких преступлений занимается МВД. Однако, как показала работа следователей, им не всегда хватает «специальных специфических знаний»

Такая ситуация, бесспорно, слишком дорого обходится и проверяемым лицам и, в конечном итоге, государству.
В настоящее время, ФНС не наделено дознавательскими функциями, следовательно не обладает ни правом расследования налоговых преступлений, ни правом проведения оперативно –розыскных мероприятий.

Функции по ведению расследований по делам о налоговых преступлениях в 2003 году были переданы МВД РФ, что также не принесло ощутимого положительного результата.

Ведь для грамотного расследования дел о налоговых преступлениях требуется очень серьезная специальная проф.подготовка, заключающаяся не только в зазубривании понравившихся статей налогового и уголовного кодексов, но и в комплексном понимании проблемы, умении грамотно анализировать каждый конкретный случай вменяемого лицу налогового правонарушения, не забывая при этом и о п.2 ст.ст. 198,199 УК РФ, предусматривающим своего рода индульгенцию лицу, впервые совершившему налоговое преступление, т.н. деятельное раскаяние.

Реализация же налогоплательщиком права добровольной уплаты всех причитающихся к уплате обязательных платежей, бесспорно, должно учитываться органом дознания на любой стадии расследования дела о налоговом преступлении, что происходит не всегда.

Другой вопрос в том, как будет реализовываться на практике сама идея создания финансовой полиции. Будет ли таковая подразделением ФНС или же будет создана новая структура?

Разумным, но затратным для государства, представляется создание независимой новой структуры, ибо ФНС в ее нынешнем состоянии не готова к каким-либо мало-мальски даже позитивным переменам.

При этом, нельзя забывать и плачевный опыт налоговой полиции 90-х, когда отдельные ее представители наделяли себя правом самостоятельного поведения «плановых» проверок налогоплательщиков со всеми вытекающими последствиями для последних. Следовательно, полномочия новой структуры необходимо определить четко и однозначно для понимания, т.н. закрытым перечнем, не допускающим формулировок типа: «а также совершать иные действия…» и т.п.

В этой связи, нельзя обойти стороной инициативу СК РФ о введении уголовной ответственности за фальсификацию отчетности публичных компаний и заведомо недостоверную оценку стоимости предприятий, проводимую независимыми оценщиками, в т.ч. и в рамках сделок купли-продажи.

Отчетность публичных компаний-это вообще отдельная и очень занимательная тема. Читая отчетность публичной компании, понимаешь, что перед тобой или мыльный пузырь или мешок с долгами, которые наделал крутой наемный управленец. При этом именно «бумаги» такой компании тебе очень настоятельно рекомендуют покупать. Если проанализировать экономическую прессу, то не может не броситься в глаза скудность информации о т.н. голубых фишках и обилие заманчивых прогнозов и промо- статей о мощи потенциала и достоинстве покупки ценных бумаг публичных торговых компаний.

Поэтому введение уголовной ответственности за фальсификацию отчетности публичных компаний и за заведомо недостоверную оценку стоимости предприятий является правильной и очень своевременной мерой, препятствующей дестабилизации финансового рынка.

В то же время, нельзя надеяться только на объективность и непредвзятость «контролирующих, проверяющих и привлекающих» органов, поэтому всегда для выработки правильной и грамотной линии защиты необходимо обращаться соответствующему специалисту и эксперту.

Руководитель YourPravo.Com Анна Вандышева. к.ю.н

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *